ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ. ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМИ НАУКАМИ. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ


Организм человека и животных представляет собой целостную систе­му, в которой можно выделить ряд иерархических уровней организации живой материи: клетки - ткани - морфофункциональные единицы орга­нов - органы - системы органов. Каждый уровень структурной организа­ции имеет морфофункциональные особенности, отличающие его от других уровней.

Гистология (от греч. histos - ткань, logos - учение) - наука о строе­нии, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов.

Гистология вместе с другими фундаментальными медико-биологичес­кими науками изучает закономерности структурной организации живой материи. В отличие от других биологических наук основным предметом ги­стологии являются именно ткани, представляющие собой систему следую­щей за клеточным уровнем организации живой материи в целостном орга­низме. Тканям присущи общебиологические закономерности, свойственные живой материи, и вместе с тем собственные особенности строения, разви­тия, жизнедеятельности, внутритканевые (внутриуровневые) и межткане­вые (межуровневые) связи. Ткани служат элементами развития, строения и жизнедеятельности органов и их морфофункциональных единиц.
Ткани представляют собой систему клеток и неклеточных структур, объединившихся и специализировавшихся в процессе эволюции для выпол­нения важнейших функций в организме. Для каждой из 5 основных ткане­вых систем (нервная ткань, мышечная ткань, эпителиальная ткань, соеди­нительная ткань, кровь) характерны присущие именно им особенности строения, развития и жизнедеятельности. Предметом общей гистоло­гии, или собственно учения о тканях, являются общие закономерности, характерные для тканевого уровня организации и отличительные особенно­сти конкретных тканей; предметом частной гистологии -закономер­ности строения, жизнедеятельности и взаимодействия различных тканей в органах на более высоких уровнях организации. Частная гистология служит основой для изучения микроскопического строения морфофункциональных единиц органов и органов в целом.

Курс гистологии включает в себя также цитологию - учение о клет­ке и эмбриологию - учение о зародыше. Эти самостоятельные в какой-то степени курсы предшествуют общей и частной гистологии.

Цитология (от греч. kytos - клетка, logos - учение) - наука о клетке. Она включает рассмотрение вопросов о строении и функциях клеток и их производных, их воспроизведении и взаимодействиях.

Цитология составляет необходимую часть гистологии, так как клетки являются основой развития, строения и функций тканей. В разделе общей цитологии рассматриваются общие принципы строения и физиологии клеточных структур. Частная цитология изучает особенности специа­лизированных клеток в различных тканях и органах. Цитология в последние годы обогатилась многими научными открытиями, внесшими существенный вклад в развитие биологических и медицинских наук и в практику здраво­охранения. Новые данные о структуре ядра, его хромосомного аппарата легли в основу цитодиагностики наследственных заболеваний, опухолей, болезней крови и многих других болезней. Раскрытие особенностей ультра­структуры и химического состава клеточных мембран является основой для понимания закономерностей взаимодействия клеток в тканевых системах, защитных реакциях и др. В медицинской практике широко используется цитодиагностика. Клетки здорового и больного организма изучаются в маз­ках крови и костного мозга, цереброспинальной жидкости, слюны, мочи, в образцах различных органов, взятых при биопсии.

Эмбриология (от греч. embryon - зародыш, logos - учение) - учение о зародыше, закономерностях его развития, строения и функций.

В курсе эмбриологии, преподаваемом в медицинском вузе, основное внимание обращается на закономерности эмбрионального развития челове­ка. Знакомство будущего врача с особенностями эмбриогенеза человека имеет большое значение для формирования его научного мировоззрения и для практической деятельности. Сравнительная эмбриология дает богатый фактический материал для понимания развития человека. Особое значение в курсе эмбриологии придается источникам развития и механизмам обра­зования тканей (гистогенез) на определенном этапе эмбриогенеза. Законо­мерности гистогенеза определяют морфофункциональные особенности тка­невых структур в постнатальном онтогенезе, в частности их способность к регенерации. Поэтому изучение основных этапов эмбрионального развития предшествует изучению тканей. Таким образом, объединение гистологии, цитологии и эмбриологии в один предмет не формально, а отражает внут­ренние естественные связи между ними.

Гистология с цитологией и эмбриологией, как и другие биологические науки, решает главную задачу - выяснение структурной организации про­цессов жизнедеятельности и в связи с этим - возможности целенаправ­ленного воздействия на них.

Изучение каждой структуры должно проводиться с исторических пози­ций, основывающихся на эволюционном учении Ч. Дарвина, согласно ко­торому все составные части человеческого организма рассматриваются как результат филогенетического развития. Теории развития тканей (параллельных рядов А. А. Заварзина и дивергентного развития Н. Г. Хлопина) уста­навливают основные закономерности формирования тканей в филогенезе.

Исследование различных уровней организации живой материи в цело­стном организме должно базироваться на системном анализе, так как вся­кая структура является сложной системой, взаимодействующей с другими структурными элементами одинакового или различного уровня организации. Системный анализ позволяет выявить корреляции, характерные для внут­риклеточных, тканевых и органных систем, установить закономерности вза­имодействия части и целого и др. Вот почему задачей гистологии является не только описание строения и функционального назначения структур, но и установление связей между ними, раскрытие закономерностей их разви­тия.

Для познания закономерностей развития, строения, обмена и функции клеток, тканей и органов в современной гистологии широко применяются экспериментальные методы исследования, позволяющие вести наблюдения на живых объектах, моделировать различные процессы. Изучение микро­структур ведется на молекулярном, субклеточном, клеточном и тканевом уровнях с помощью микроскопирования в различных системах светоопти-ческих и электронных микроскопов, методов цито- и гистохимии, автора­диографии, биометрии. Количественный анализ структур включает приме­нение математического моделирования, ЭВМ, специализированных автома­тических устройств.

Современные гистология, цитология и эмбриология вносят существен­ный вклад в разработку теоретических и прикладных аспектов современной медицины и биологии.

К фундаментальным теоретическим   проблемам  относятся:

-  изучение закономерностей цито- и гистогенеза, строения и функ­ции клеток и тканей;
-  изучение закономерностей дифференцировки и регенерации тканей;
-  выяснение роли нервной, эндокринной, иммунной систем организ­ма в регуляции процессов морфогенеза клеток, тканей и органов и их функционирования;
-  исследование возрастных изменений клеток, тканей, органов;
-  исследование адаптации клеток, тканей и органов к действию раз­личных биологических, физических, химических и других факторов;
-  изучение процессов морфогенеза в системе мать - плод;
-  исследование особенностей эмбриогенеза человека.

Актуальными прикладными проблемами являются исследование клеточной и тканевой совместимости при переливании крови, трансплан­тации тканей, при действии стрессовых факторов, изучение регенерацион-ных возможностей тканей в различных условиях, разработка морфологичес­ких тестов для оценки возрастных изменений, цитодиагностики и др.

Прогресс современной гистологии в большей степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, кибернетики. Внедрение новейших методов исследования обусловило бур­ное развитие гистологии с цитологией и эмбриологией. Курс гистологии с цитологией и эмбриологией тесно связан с преподаванием других медикобиологических наук - биологии, анатомии, физиологии, биохимии, пато­логической анатомии, а также клинических дисциплин. Так, раскрытие ос­новных закономерностей структурной организации клеток является осно­вой для изложения вопросов генетики в курсе биологии. С другой стороны, изложение вопросов, касающихся эволюции живой материи, в курсе био­логии является необходимой предпосылкой для изучения различных уров­ней организации живой материи в организме человека. Изучение законо­мерностей развития и строения органов в курсе анатомии базируется на данных гистологического анализа. В настоящее время, когда исследования клеточных и тканевых структур ведутся на субклеточном и молекулярном уровнях с применением биохимических методов, отмечается особенно тес­ная связь гистологии, цитологии и эмбриологии с биохимией и молекуляр­ной биологией. В преподавании, научных исследованиях и клинической ди­агностике широкое применение нашли цито- и гистохимические данные. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необхо­димым условием для понимания механизмов изменений в них в патологи­ческих условиях. Поэтому гистология с цитологией и эмбриологией тесно связана с патологической анатомией и многими клиническими дисципли­нами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.).

Таким образом, гистология с цитологией и эмбриологией занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельно­сти организма человека в норме и при патологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий