Организм человека и животных представляет собой целостную
систему, в которой можно выделить ряд иерархических уровней организации живой
материи: клетки - ткани - морфофункциональные единицы органов - органы -
системы органов. Каждый уровень структурной организации имеет
морфофункциональные особенности, отличающие его от других уровней.
Гистология (от греч. histos - ткань, logos - учение) - наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей
животных организмов.
Гистология вместе с другими фундаментальными
медико-биологическими науками изучает закономерности структурной организации
живой материи. В отличие от других биологических наук основным предметом гистологии
являются именно ткани, представляющие собой систему следующей за клеточным
уровнем организации живой материи в целостном организме. Тканям присущи
общебиологические закономерности, свойственные живой материи, и вместе с тем
собственные особенности строения, развития, жизнедеятельности, внутритканевые
(внутриуровневые) и межтканевые (межуровневые) связи. Ткани служат элементами
развития, строения и жизнедеятельности органов и их морфофункциональных единиц.
Ткани представляют собой систему клеток и
неклеточных структур, объединившихся и специализировавшихся в процессе эволюции
для выполнения важнейших функций в организме. Для каждой из 5 основных тканевых
систем (нервная ткань, мышечная ткань, эпителиальная ткань, соединительная
ткань, кровь) характерны присущие именно им особенности строения, развития и
жизнедеятельности. Предметом общей гистологии, или собственно учения о тканях,
являются общие закономерности, характерные для тканевого уровня организации и
отличительные особенности конкретных тканей; предметом частной гистологии -закономерности
строения, жизнедеятельности и взаимодействия различных тканей в органах на
более высоких уровнях организации. Частная гистология служит основой для
изучения микроскопического строения морфофункциональных единиц органов и
органов в целом.
Курс гистологии включает в себя также цитологию - учение о
клетке и эмбриологию - учение о зародыше. Эти самостоятельные в какой-то
степени курсы предшествуют общей и частной гистологии.
Цитология (от греч. kytos - клетка, logos - учение) - наука о клетке. Она включает рассмотрение вопросов о
строении и функциях клеток и их производных, их воспроизведении и
взаимодействиях.
Цитология составляет необходимую часть гистологии, так как
клетки являются основой развития, строения и функций тканей. В разделе общей
цитологии рассматриваются общие принципы строения и физиологии клеточных
структур. Частная цитология изучает особенности специализированных клеток в
различных тканях и органах. Цитология в последние годы обогатилась многими
научными открытиями, внесшими существенный вклад в развитие биологических и
медицинских наук и в практику здравоохранения. Новые данные о структуре ядра,
его хромосомного аппарата легли в основу цитодиагностики наследственных
заболеваний, опухолей, болезней крови и многих других болезней. Раскрытие
особенностей ультраструктуры и химического состава клеточных мембран является
основой для понимания закономерностей взаимодействия клеток в тканевых
системах, защитных реакциях и др. В медицинской практике широко используется
цитодиагностика. Клетки здорового и больного организма изучаются в мазках
крови и костного мозга, цереброспинальной жидкости, слюны, мочи, в образцах
различных органов, взятых при биопсии.
Эмбриология (от греч. embryon - зародыш, logos - учение) - учение о зародыше, закономерностях его развития,
строения и функций.
В курсе эмбриологии, преподаваемом в медицинском вузе,
основное внимание обращается на закономерности эмбрионального развития человека.
Знакомство будущего врача с особенностями эмбриогенеза человека имеет большое
значение для формирования его научного мировоззрения и для практической
деятельности. Сравнительная эмбриология дает богатый фактический материал для
понимания развития человека. Особое значение в курсе эмбриологии придается
источникам развития и механизмам образования тканей (гистогенез) на
определенном этапе эмбриогенеза. Закономерности гистогенеза определяют
морфофункциональные особенности тканевых структур в постнатальном онтогенезе,
в частности их способность к регенерации. Поэтому изучение основных этапов
эмбрионального развития предшествует изучению тканей. Таким образом,
объединение гистологии, цитологии и эмбриологии в один предмет не формально, а
отражает внутренние естественные связи между ними.
Гистология с цитологией и эмбриологией, как и другие
биологические науки, решает главную задачу - выяснение структурной организации
процессов жизнедеятельности и в связи с этим - возможности целенаправленного
воздействия на них.
Изучение каждой структуры должно проводиться с исторических
позиций, основывающихся на эволюционном учении Ч. Дарвина, согласно которому
все составные части человеческого организма рассматриваются как результат
филогенетического развития. Теории развития тканей (параллельных рядов А. А.
Заварзина и дивергентного развития Н. Г. Хлопина) устанавливают основные
закономерности формирования тканей в филогенезе.
Исследование различных уровней организации живой материи в
целостном организме должно базироваться на системном анализе, так как всякая
структура является сложной системой, взаимодействующей с другими структурными
элементами одинакового или различного уровня организации. Системный анализ
позволяет выявить корреляции, характерные для внутриклеточных, тканевых и
органных систем, установить закономерности взаимодействия части и целого и др.
Вот почему задачей гистологии является не только описание строения и
функционального назначения структур, но и установление связей между ними,
раскрытие закономерностей их развития.
Для познания закономерностей развития, строения, обмена и
функции клеток, тканей и органов в современной гистологии широко применяются
экспериментальные методы исследования, позволяющие вести наблюдения на живых
объектах, моделировать различные процессы. Изучение микроструктур ведется на
молекулярном, субклеточном, клеточном и тканевом уровнях с помощью
микроскопирования в различных системах светоопти-ческих и электронных
микроскопов, методов цито- и гистохимии, авторадиографии, биометрии.
Количественный анализ структур включает применение математического
моделирования, ЭВМ, специализированных автоматических устройств.
Современные гистология, цитология и эмбриология вносят
существенный вклад в разработку теоретических и прикладных аспектов
современной медицины и биологии.
К фундаментальным теоретическим проблемам
относятся:
- изучение
закономерностей цито- и гистогенеза, строения и функции клеток и тканей;
- изучение
закономерностей дифференцировки и регенерации тканей;
- выяснение роли
нервной, эндокринной, иммунной систем организма в регуляции процессов
морфогенеза клеток, тканей и органов и их функционирования;
- исследование
возрастных изменений клеток, тканей, органов;
- исследование
адаптации клеток, тканей и органов к действию различных биологических,
физических, химических и других факторов;
- изучение процессов
морфогенеза в системе мать - плод;
- исследование
особенностей эмбриогенеза человека.
Актуальными прикладными проблемами являются исследование клеточной
и тканевой совместимости при переливании крови, трансплантации тканей, при
действии стрессовых факторов, изучение регенерацион-ных возможностей тканей в
различных условиях, разработка морфологических тестов для оценки возрастных
изменений, цитодиагностики и др.
Прогресс современной гистологии в большей степени
определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии,
математики, кибернетики. Внедрение новейших методов исследования обусловило бурное
развитие гистологии с цитологией и эмбриологией. Курс гистологии с цитологией и
эмбриологией тесно связан с преподаванием других медикобиологических наук -
биологии, анатомии, физиологии, биохимии, патологической анатомии, а также
клинических дисциплин. Так, раскрытие основных закономерностей структурной
организации клеток является основой для изложения вопросов генетики в курсе
биологии. С другой стороны, изложение вопросов, касающихся эволюции живой
материи, в курсе биологии является необходимой предпосылкой для изучения
различных уровней организации живой материи в организме человека. Изучение
закономерностей развития и строения органов в курсе анатомии базируется на
данных гистологического анализа. В настоящее время, когда исследования
клеточных и тканевых структур ведутся на субклеточном и молекулярном уровнях с
применением биохимических методов, отмечается особенно тесная связь
гистологии, цитологии и эмбриологии с биохимией и молекулярной биологией. В
преподавании, научных исследованиях и клинической диагностике широкое применение
нашли цито- и гистохимические данные. Знание нормальной структуры клеток,
тканей и органов является необходимым условием для понимания механизмов
изменений в них в патологических условиях. Поэтому гистология с цитологией и
эмбриологией тесно связана с патологической анатомией и многими клиническими
дисциплинами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.).
Таким образом, гистология с цитологией и эмбриологией
занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы
научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности
организма человека в норме и при патологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий