В истории развития гистологии можно
выделить три основных периода: домикроскопический, микроскопический и
современный.
Домикроскопический период (с начала
V в. до н. э. и по 1665 г.) связан с именами Аристотеля, Галена, Везалия и
других великих ученых того времени. Данный период развития гистологии
характеризуется попытками выделения в организмах животных и человека
неоднородных тканей с использованием методов анатомического препарирования.
Микроскопический период – 1665 –
1950 гг. Начало этого периода связано с именем английского физика Р. Гука,
который изобрел микроскоп и использовал его для систематического исследования
различных, в том числе и биологических, объектов. Результаты своих исследований
он опубликовал в книге «Монография». Р. Гук впервые ввел термин «клетка». В
дальнейшем происходило непрерывное усовершенствование микроскопов и все более
широкое их использование для изучения биологических тканей и органов. Особенное
внимание при этом уделялось строению клетки. Среди выдающихся ученых того
времени можно выделить М. Мальпиги, А. Левенгука, Н. Грю.Я. Пуркинье описал наличие в
животных клетках цитоплазмы и ядра, а несколько позже Р. Браун обнаружил ядро в
растительных клетках. Ботаник М. Шлейден занимался исследованием происхождения
клеток – цитокинезисом. В результате своих исследований Т. Шванн сформулировал
клеточную теорию:
1) все растительные и животные
организмы состоят из клеток;
2) все клетки развиваются по общему
принципу – из цитобластомы;
3) каждая клетка обладает
самостоятельной жизнедеятельностью, а жизнедеятельность организма является
суммой деятельности клеток.
Р. Вирхов в 1858 г. уточнил, что
развитие клеток осуществляется путем деления исходной клетки. Разработанная Т.
Шванном теория актуальна до настоящего времени.
Современные положения клеточной
теории:
1) клетка является наименьшей
единицей живого;
2) клетки животных организмов сходны
по своему строению;
3) размножение клеток происходит
путем деления исходной клетки;
4) многоклеточные организмы
представляют собой сложные ассоциации клеток и их производных, объединенные в
системы тканей и органов и связанные между собой клеточными, гуморальными и
нервными механизмами регуляции.
Дальнейшее совершенствование
микроскопов позволило выявить в клетках более мелкие структуры:
1) пластинчатый комплекс (К. Гольджи
– 1897 г.);
2) митохондрии (Э ван Бенда – 1897
г.);
3) центриоли ( Т. Бовери – 1895 г.);
4) эндоплазматическую сеть (К.
Портер – 1945 г.);
5) лизосомы (К. Дюв – 1949 г.).
Были описаны механизмы деления
растительных (И. Д. Чистяков, 1874 г.) и животных клеток (П. И. Перемежко, 1978
г.).
Современный этап развития гистологии
начался с 1950 г., когда впервые электронный микроскоп был применен для
изучения биологических объектов. Однако для современного этапа развития
гистологии характерно внедрение не только электронной микроскопии, но и других
методов: цито– и гистохимии, гисторадиографии и т. д. При этом обычно
используется комплекс различных методов, позволяющих составить не только
качественное представление об изучаемых структурах, но и получить тонкие
количественные характеристики. Особенно широко в настоящее время применяются
различные морфометрические методы, в том числе и автоматизированная обработка
полученной информации с использованием персонального компьютера.
Гистологию в России развивали ученые
медицинских факультетов российских вузов, где сформировались сильные
гистологические школы:
1) Московская школа (А. И. Бабухин,
И. Ф. Огнев). Основное направление деятельности – гистогенез мышечной и нервной
ткани, гистофизиологические подходы к изучению органов чувств, особенно органа
зрения;
2) Петербургская гистологическая
школа при Медико-хирургической академии (К. Э. Бэр – эмбриолог, Н. М. Якубович,
М. Д. Лавдовский – нейрогистолог и А. А. Максимов – автор унитарной теории
кроветворения);
3) Петербургская гистологическая
школа при университете (Ф. В. Овсянников – исследования органов чувств, А. С.
Догель – нейрогистолог и др.);
4) Киевская гистологическая школа
(П. И. Перемежко изучал деление клеток, развитие органов);
5) Казанская гистологическая школа –
К. А. Арнштейн, А. С. Догель, А. Е. Смирнов, Т. А. Тимофеев, Б. И. Лаврентьев.
Данная школа развивала нейрогистологическое направление.
Наиболее крупными учеными в области
гистологии в России были А. А. Заварзин и Н. Г. Хлопин, занимавшиеся
исследованием закономерностей развития тканей в филогенезе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий